Статистика говорит, что в регионах, где традиционно прочны связи между родителями и детьми, где почитается родительский дом, очаг – количество самоубийств значительно ниже. Но там, где связь с родителями прерывается, передача социальных навыков между поколениями затруднена, главенствующая роль родителей потеряна, там часто проявляются различные социальные отклонения.
Сохраняйте контакт со своим ребенком.
- Проявите к личности ребёнка интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Выясняйте, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.
- Научитесь внимательно слушать своего ребенка, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
- Не стоит задавать вопрос о суициде, если подросток сам не затрагивает эту тему.
- Проявляйте любовь и заботу по отношению к своему ребенку.
- Не начинайте общение с претензий, даже если ваш подросток не прав.
- Хвалите его чаще, за мелочи, за намерения, за решения, даже если он кажется вам уже взрослым.
- Эффективным способом решения спорных проблем является способность договариваться.
- Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию и аутоагрессию.
Говорите о перспективе в жизни и будущем.
- Делитесь с подростками своими планами. Пусть он критикует вас и дает наивные советы, но он должен учиться участвовать в обсуждении, принимать решения и отвечать за них.
- Интересуйтесь планами ребенка, его целями (кем он хочет стать? чего добиться в жизни?).
Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? что такое дружба, любовь? Говорите о всём том, что ценно в жизни для вас. Данные темы очень интересуют подростков. Если избегать разговоров по данным темам, то дети спросят сверстников или обратятся к интернету, где информация может быть недостоверной и небезопасной.
Найдите баланс между самостоятельностью и поддержкой ребенка. Предоставляя свободу подростку, важно помнить, что он еще не умеет с ней обращаться, и часто путает ее со вседозволенностью. Родителю важно распознать ситуации, в которых подросток уже может представить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.
Дайте понять ребенку, что ошибки формируют личность. Скажите подростку, что на ошибках учатся и, что в трудной ситуации он может обратиться за советом к близким людям.
подготовила Прозорова Мария Николаевна, старший преподаватель
кафедры управления в образовании ИРО Кировской области, клинический психолог, к.п.н. |